В КАКОМ ВОЗРАСТЕ НАЧИНАТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИЮ
Уйти нельзя остаться. Одиннадцатиклассник встает перед суровым выбором. Он должен здесь и сейчас сказать, куда он идет учиться после школы. И для многих ребят последние полгода в школе превращаются в экстренный период взросления. Нужно срочно определяться со своим будущим, о котором раньше не думал. А к какому времени нужно выбрать профессию и образование, чтобы не спешить? Может, к 9-му классу? Ведь уже почти половина подростков выбирают дальнейшее обучение в колледже, а не в 10 классе. Значит, к 9 классу уже нужно сделать выбор?
Главный вопрос - когда начать профориентацию, чтобы к окончанию школы точно знать, кем хочешь стать и где учиться? И вот он, парадоксальный ответ – чем раньше, тем лучше! Психологи выделяют 5 периодов профессионального самоопределения человека по школьным этапам:
· До 7 лет - дошкольники
· 8-10 лет - младшие школьники (2-4 классы)
· 11-13 лет - средняя школа (5-7 классы)
· 14-17 лет - старшая школа (8-11 классы)
· После 18 лет - студенты (первые курсы в вузе)
Давайте пристально рассмотрим каждый период жизни. К моменту выпуска из школы ребенок проходит несколько стадий профессионального самоопределения. Разберем, как человек приближается к будущей профессии. И чем ему могут помочь родители.
ДОШКОЛЬНИКИ
В дошкольном возрасте, конечно, рано говорить о выборе профессии. Но именно в этот период дети стремительно изучают окружающий мир. Задача родителей в этот момент - утолить детскую жажду познания и нарисовать максимально позитивную картину будущей профессиональной жизни. Ребенок узнает, кем работают его родители и окружающие взрослые. От родителей он впитывает отношение к труду в целом: если родители гордятся своей работой и получают от нее удовольствие, то ребенок будет с воодушевлением думать о своей будущей профессии. Ребенок использует знания о мире профессий в играх. Он проигрывает действия воспитателя, библиотекаря, продавца, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй и впечатлений. Поэтому поиграть с ребенком в профессии - это отличная идея для профориентации. В знакомстве с профессиями очень помогут книги. Книги о профессиях удовлетворяют любопытство детей: они показывают ребенку настоящий взрослый мир в понятной для него форме. Книги рассказывают, что люди, нашедшие свое призвание, по-настоящему счастливы. А еще, конечно, они позволяют весело и с пользой провести семейный вечер и дают темы для разговора по душам. Среди лучших книг на эту тему Ричард Скарри «Город добрых дел», Айно Хавукайнен и Сами Тойвонен «Тату и Пату идут на работу», Сильви Санжа «Профессии. Когда я вырасту, то стану…». А попробовать профессии играючи можно в городах профессий. Это развлекательные проекты, где ребенок становится гражданином «детского города». Он будет ходить на работу, получать деньги, тратить их в магазине, осваивать разные профессии. Дети пробуют себя в роли пожарных, врачей, фермеров, радиоведущих, актеров, поваров и могут составить свое представление о самых разных профессиях. Самые известные города профессий - КидБург, Мастерславль, Кидзания - уже представлены во всех крупных российских городах. В дошкольный период важно не только рассказывать и играть, но и готовиться к школе. За выбор школы и кружков, конечно, в этот период жизни ребенка отвечают взрослые. Перед школой важно разобраться, насколько ребенок психологически готов к ней. Соответствуют ли его способности возрасту, нет ли нарушений и есть ли психологические особенности, о которых родителям следует знать при выборе образования. Ребенку должно быть комфортно идти в школу, и вы должны знать, что он способен освоить школьную программу. Объективную оценку особенностей ребенка - как работает его мышление, восприятие, память - может дать психолог (в детском саду, в школе, в детском или профориентационном центре).
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ
Младший школьный возраст - 2-4 классы - период, когда школьник учится учиться, осваивает логические операции, нужные в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности. В этом возрасте ребенку уже необходимо уметь определять свои интересы самостоятельно - это первый шаг к самостоятельности во взрослой жизни. Когда ребенок совершает осознанный выбор, то есть начинает заниматься тем, что ему интересно и что он выбрал сам, то повышается мотивация при обучении в школе и на дополнительных занятиях. Младшая школа - прекрасное время для экспериментов! Важно прислушиваться к пожеланиям ребенка по выбору кружков, секций и внешкольных занятий. Давать ему пробовать самые разные направления развития. Не так страшно, если он бросит начатое на полпути. Он сейчас опытным путем разбирается в себе и своих интересах.
СРЕДНЯЯ ШКОЛА
5-7 классы - возраст, в котором уже возможно выявить и развивать потенциал учащегося в профессиональной сфере. В этот период уже точно можно увидеть технарь он или гуманитарий, интересно ли ему творчество, достаточно ли он усидчив для некоторых возможных профессий. Средняя школа - возраст самоопределения. Если школьник сейчас научится самостоятельно выбирать увлечения и сферу деятельности, то в дальнейшем родители не столкнуться с проблемами «Не знаю, куда его отдать», «Что же делать, она ничего не хочет». Именно сейчас ребенку надо предоставлять право выбора и рассказывать о последствиях его решений. Если сейчас он не пойдет в художественную школу, то, скорее всего, быть дизайнером, художником или архитектором он уже не сможет. В средней школе дети гораздо больше знают о профессиях, чем раньше. В средней школе дети и родители задумываются о профильном образовании: какое направление подросток выберет в старшей школе или, возможно, ему больше подойдет обучение в колледже. А значит, необходимо вместе изучить программы школ и колледжей в городе, чтобы понять - продолжать обучение в своей школе или найти более подходящий образовательный путь.
СТАРШАЯ ШКОЛА
В 8-11 классах наступает время принятия решения. И в этот период у подростка должна сформироваться готовность выбирать профессию. Эта готовность состоит из нескольких составляющих: · Подросток адекватно оценивает свои способности, знает свои сильные и слабые стороны · Понимает, что профессиональный выбор необходимо делать самостоятельно, без давления родителей, друзей, преподавателей, а затем нести ответственность за этот выбор · Позитивно смотрит на будущую профессиональную деятельности и необходимость обучения · Ориентируется в мире профессий и на рынке образования, знает о перспективности и востребованности профессий · Понимает, что профессиональная траектория изменчива и профессия не выбирается «раз и навсегда» · Учитывает мнение друзей и близких, оценивает потребности общества в специалистах разных профессий · Делает шаги для выбора В возрасте 14-17 лет разворачивается самая активная профориентационная работа. Вместе с родителями школьник изучает направления образования, посещает дни карьеры и дни открытых дверей в вузах и колледжах. Очень помогают определиться технопарки, кванториумы и «школы юных…» при вузах. Как и аппетит, который приходи во время еды, та самая готовность к выбору профессии формируется в процессе активных действий по выбору профессии.
СТУДЕНТЫ
Кажется, что студент уже перешагнул момент самоопределения и должен счастливо идти по дороге к выбранной профессии. Но это далеко не так. Часто студенты сомневаются в правильности выбора или видят, что обучение выглядит вовсе не так, как они представляли себе изначально. Если в 11 классе школьник совсем не знает, какое направление выбрать, то лучше всего поступать на наиболее общее, фундаментальное направление и в хороший вуз. В этом случае момент принятия решения возможно оттянуть до 2-3 курса университета, когда сформируется готовность. Это называется отложенной профориентацией и помогает многим растерянным студентам.
Психологи Центра на базе МГУ им. М.В.Ломоносова
Тесты для родителей
Насколько хорошо вы знаете своего ребенка