Родителям

Родителям

 

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ НАЧИНАТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИЮ

Уйти нельзя остаться. Одиннадцатиклассник встает перед суровым выбором. Он должен здесь и сейчас сказать, куда он идет учиться после школы. И для многих ребят последние полгода в школе превращаются в экстренный период взросления. Нужно срочно определяться со своим будущим, о котором раньше не думал. А к какому времени нужно выбрать профессию и образование, чтобы не спешить? Может, к 9-му классу? Ведь уже почти половина подростков выбирают дальнейшее обучение в колледже, а не в 10 классе. Значит, к 9 классу уже нужно сделать выбор?

Главный вопрос - когда начать профориентацию, чтобы к окончанию школы точно знать, кем хочешь стать и где учиться? И вот он, парадоксальный ответ – чем раньше, тем лучше! Психологи выделяют 5 периодов профессионального самоопределения человека по школьным этапам:

· До 7 лет - дошкольники

· 8-10 лет - младшие школьники (2-4 классы)

· 11-13 лет - средняя школа (5-7 классы)

· 14-17 лет - старшая школа (8-11 классы)

· После 18 лет - студенты (первые курсы в вузе)

Давайте пристально рассмотрим каждый период жизни. К моменту выпуска из школы ребенок проходит несколько стадий профессионального самоопределения. Разберем, как человек приближается к будущей профессии. И чем ему могут помочь родители.

 ДОШКОЛЬНИКИ

В дошкольном возрасте, конечно, рано говорить о выборе профессии. Но именно в этот период дети стремительно изучают окружающий мир. Задача родителей в этот момент - утолить детскую жажду познания и нарисовать максимально позитивную картину будущей профессиональной жизни. Ребенок узнает, кем работают его родители и окружающие взрослые. От родителей он впитывает отношение к труду в целом: если родители гордятся своей работой и получают от нее удовольствие, то ребенок будет с воодушевлением думать о своей будущей профессии. Ребенок использует знания о мире профессий в играх. Он проигрывает действия воспитателя, библиотекаря, продавца, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй и впечатлений. Поэтому поиграть с ребенком в профессии - это отличная идея для профориентации. В знакомстве с профессиями очень помогут книги. Книги о профессиях удовлетворяют любопытство детей: они показывают ребенку настоящий взрослый мир в понятной для него форме. Книги рассказывают, что люди, нашедшие свое призвание, по-настоящему счастливы. А еще, конечно, они позволяют весело и с пользой провести семейный вечер и дают темы для разговора по душам. Среди лучших книг на эту тему Ричард Скарри «Город добрых дел», Айно Хавукайнен и Сами Тойвонен «Тату и Пату идут на работу», Сильви Санжа «Профессии. Когда я вырасту, то стану…». А попробовать профессии играючи можно в городах профессий. Это развлекательные проекты, где ребенок становится гражданином «детского города». Он будет ходить на работу, получать деньги, тратить их в магазине, осваивать разные профессии. Дети пробуют себя в роли пожарных, врачей, фермеров, радиоведущих, актеров, поваров и могут составить свое представление о самых разных профессиях. Самые известные города профессий - КидБург, Мастерславль, Кидзания - уже представлены во всех крупных российских городах. В дошкольный период важно не только рассказывать и играть, но и готовиться к школе. За выбор школы и кружков, конечно, в этот период жизни ребенка отвечают взрослые. Перед школой важно разобраться, насколько ребенок психологически готов к ней. Соответствуют ли его способности возрасту, нет ли нарушений и есть ли психологические особенности, о которых родителям следует знать при выборе образования. Ребенку должно быть комфортно идти в школу, и вы должны знать, что он способен освоить школьную программу. Объективную оценку особенностей ребенка - как работает его мышление, восприятие, память - может дать психолог (в детском саду, в школе, в детском или профориентационном центре).

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Младший школьный возраст - 2-4 классы - период, когда школьник учится учиться, осваивает логические операции, нужные в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности. В этом возрасте ребенку уже необходимо уметь определять свои интересы самостоятельно - это первый шаг к самостоятельности во взрослой жизни. Когда ребенок совершает осознанный выбор, то есть начинает заниматься тем, что ему интересно и что он выбрал сам, то повышается мотивация при обучении в школе и на дополнительных занятиях. Младшая школа - прекрасное время для экспериментов! Важно прислушиваться к пожеланиям ребенка по выбору кружков, секций и внешкольных занятий. Давать ему пробовать самые разные направления развития. Не так страшно, если он бросит начатое на полпути. Он сейчас опытным путем разбирается в себе и своих интересах.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

5-7 классы - возраст, в котором уже возможно выявить и развивать потенциал учащегося в профессиональной сфере. В этот период уже точно можно увидеть технарь он или гуманитарий, интересно ли ему творчество, достаточно ли он усидчив для некоторых возможных профессий. Средняя школа - возраст самоопределения. Если школьник сейчас научится самостоятельно выбирать увлечения и сферу деятельности, то в дальнейшем родители не столкнуться с проблемами «Не знаю, куда его отдать», «Что же делать, она ничего не хочет». Именно сейчас ребенку надо предоставлять право выбора и рассказывать о последствиях его решений. Если сейчас он не пойдет в художественную школу, то, скорее всего, быть дизайнером, художником или архитектором он уже не сможет. В средней школе дети гораздо больше знают о профессиях, чем раньше. В средней школе дети и родители задумываются о профильном образовании: какое направление подросток выберет в старшей школе или, возможно, ему больше подойдет обучение в колледже. А значит, необходимо вместе изучить программы школ и колледжей в городе, чтобы понять - продолжать обучение в своей школе или найти более подходящий образовательный путь.

СТАРШАЯ ШКОЛА

 В 8-11 классах наступает время принятия решения. И в этот период у подростка должна сформироваться готовность выбирать профессию. Эта готовность состоит из нескольких составляющих: · Подросток адекватно оценивает свои способности, знает свои сильные и слабые стороны · Понимает, что профессиональный выбор необходимо делать самостоятельно, без давления родителей, друзей, преподавателей, а затем нести ответственность за этот выбор · Позитивно смотрит на будущую профессиональную деятельности и необходимость обучения · Ориентируется в мире профессий и на рынке образования, знает о перспективности и востребованности профессий · Понимает, что профессиональная траектория изменчива и профессия не выбирается «раз и навсегда» · Учитывает мнение друзей и близких, оценивает потребности общества в специалистах разных профессий · Делает шаги для выбора В возрасте 14-17 лет разворачивается самая активная профориентационная работа. Вместе с родителями школьник изучает направления образования, посещает дни карьеры и дни открытых дверей в вузах и колледжах. Очень помогают определиться технопарки, кванториумы и «школы юных…» при вузах. Как и аппетит, который приходи во время еды, та самая готовность к выбору профессии формируется в процессе активных действий по выбору профессии.

СТУДЕНТЫ

Кажется, что студент уже перешагнул момент самоопределения и должен счастливо идти по дороге к выбранной профессии. Но это далеко не так. Часто студенты сомневаются в правильности выбора или видят, что обучение выглядит вовсе не так, как они представляли себе изначально. Если в 11 классе школьник совсем не знает, какое направление выбрать, то лучше всего поступать на наиболее общее, фундаментальное направление и в хороший вуз. В этом случае момент принятия решения возможно оттянуть до 2-3 курса университета, когда сформируется готовность. Это называется отложенной профориентацией и помогает многим растерянным студентам.

Психологи Центра на базе МГУ им. М.В.Ломоносова

 

Тесты для родителей

Насколько хорошо вы знаете своего ребенка

Дата последнего обновления страницы 13.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения